Попадая в толпу индивид приобретает ряд специфических психологических особенностей, которые могут быть совершенно не свойственны ему как индивиду. Появление этих свойств определяет его поведение в толпе.
Под "толпой" можно понимать любые коллективные образования людей, подчинённые их общим целям, верованиям, которые отгораживаются и противопоставляются мировому сообществу и другим, разделённым меж собой, сообществам. Это могут быть разные политические фракции, спортивные клубы фанатов, националистские группы, религиозные объединения любого толка и тп. Там, где громко звучит "Мы", при этом недоверчиво взирая на мир из своего угла, появляются "Они", не такие как "Мы", те "неправильные", кто не смотрит на Жизнь как "Мы", те, с кем нужно бороться, давить, уничтожать разными способами. Там нет осознанного, ясного "Я", нет никакого многомерного мышления, нет чувствования своей души, которые одни и могут на самом деле глубоко осознать и себя и единство в многообразности всех и всего.
Свойства человека толпы:
1) пониженный самоконтроль – снижается способность к произвольной регуляции собственного поведения и возрастает зависимость от толпы, он неосознанно подчиняется внешнему влиянию;
2) потеря индивидуальности и единение человека с толпой – люди в толпе постепенно утрачивают индивидуальные цели и намерения, происходит уравнение их психологических проявлений, их поведение становится похожим друг на друга. Индивиды, составляющие толпу вне зависимости от их образа жизни, занятий, характера и мыслительных способностей превращаясь в толпу образуют коллективную душу, заставляющую их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем чувствовал, думал и действовал каждый из них в отдельности. Толпа как система, состоящая из отдельных элементов (индивидов), объединенных вместе приобретает те качества, которые не были свойственны ни одному её элементу (индивиду) в отдельности;
3) бездуховность – приобретая коллективную душу, человек как бы теряет свою;
4) инстинктивность – преобладание инстинктивных желаний над волей, чему в немалой степени способствует анонимность и безответственность индивида в толпе. Наблюдается социальная деградация личности;
5) анонимность – индивидуальность человека теряется в «безликой массе», человек как бы оказывается в толпе безымянным. Анонимность создает ложное ощущение независимости от каких-либо связей, его руки «развязываются»;
6) безответственность – утрата чувства ответственности, являющегося сдерживающим началом для индивида; непонимание того, что именно "Я" творю свою жизнь и оказываю влияние на жизнь других;
7) неспособность удерживать внимание на одном и том же объекте и легкая переключаемость внимания, которая определяется внешними условиями; отсутствие глубины постижения происходящего в своём внутреннем мире, а значит и в социуме;
8) снижение интеллектуальных качеств личности – толпа как бы уравнивает интеллект всех входящих в неё личностей взятых вне толпы;
9) не критичность мышления – воспринимаемая информация и собственное поведение индивида оцениваются им по заниженным нормам;
10) особенности переработки информации человека толпы заключаются в том, что он легко воспринимает разнообразную информацию, быстро перерабатывает ее и распространяет, при этом совершенно непроизвольно искажая, трансформируя воспринятую информацию, то есть порождая слухи;
11) бессознательность – в толпе происходит растворение сознательной личности. Человек толпы действует, не осознавая истинных мотивов опасности, жестокости, несправедливости и ужасности своих действий;
12) повышенная внушаемость – человеку толпы свойственна большая доверчивость к необычной информации, заведомо невыполнимым обещаниям, он может следовать невероятным, абсурдным призывам, лозунгам;
13) повышенная активность – обусловлена мобилизацией всех ресурсов индивида, благодаря чему в толпе человек может проявить такие физические качества, которые недоступны ему вне толпы (быстро бежать, поднять что-то тяжелое, высоко прыгнуть и т. д.);
14) чувство всемогущества, превосходства над другими, "не своими", также способствует тому, что индивид поддаётся скрытым инстинктам и внушениям извне. Это
15) непредсказуемость, нетипичность поведения. Это не означает, что человек свободен от "социальных шаблонов" как индивидуальность, - это всего лишь способ убегания от социума в новый - в "свой", то есть, придуманный, сектарный мир этой толпы;
16) состояние человека в толпе близко к трансу;
17) немотивированность поведения – индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересам толпы;
18) повышенная эмоциональность восприятия всего, что человек видит и слышит вокруг себя. Однако, человек не замечает оттенков, он воспринимает все впечатления в целом и не знает никаких переходов.
Никакая идея об "истине в последней инстанции", возведённая в сверх-значимость любого из объединения людей за все время жизни на планете человечества, не являлась такой истиной. Она просто вставала во главе на какой-то промежуток времени в истории. А затем или исчезала или трансформировалась или раскалывалась на десятки других противоборствующих меж собой идей. Даже небольших различий хватало, чтобы войны продолжались десятилетиями. Стоит вспомнить, например, религиозные войны за всю историю человечества, их было невообразимо много во всех конфессиях, включая основные. И неважно под какими благими целями и лозунгами шли люди на других людей, - убийство, насилие, унижение всегда остаются тем, чем и являются - уничтожением другого за его способ мышления, за его мировоззрение. Мне можно, а им нельзя - это философия злого ребенка.
В общем, всегда, когда появлялась идея из чьего-либо ума, неважно из какой области, превозносимая как главная истина для всех и разделяющая одних с другими, а затем появлялись её рьяные последователи, следовала череда насильственных действий или войн против инакомыслящих.
Каждому желаем раскрыть свой разум и душу, видеть, Знать их многомерность, и тогда никакие коллективные мысли никакой организации не смогут затянуть вас в свой водоворот.
Комментарии
Отправить комментарий
Есть что сказать или спросить?